ДРУЗЬЯ
Здание Николо-Топорского (Мартыновского) сельсовета в день выборов в Верховный Совет СССР. Снимок 12 марта 1930 года, д. Мартыново.
Смотря на резные окна в старинных деревянных домах мы порой не догадываемся, что это в первую очередь обереги, а красота лишь во вторую. Специалисты- историки, занимающиеся исследованием деревянных домов могут точно сказать из какого региона этот узор.
Каждый мастер- резчик стремился к совершенству своего труда и наличники, (само слово говорит, что на лице дома) служат не только защитой окон и стен дома, но и рассказывают знающим людям для кого построен этот дом, а также выполняют пожелания хозяина создать уют и уберечься от бед и невзгод. У резчиков всегда были эскизы и красиво оформленные образцы их работ. Так как резьба представляла собой защиту, то было и объяснение того или иного узора.
В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным.
Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы).
Боковые части наличника называли «полотенцами».
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил - "тверди небесных", "хлябей небесных" и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Кацкари́ — искусственно формируемая с начала 1990-х годов субэтническая группа русских, к которой причисляется население численностью примерно в 2000 человек, проживающее в бассейне реки Кадки, на территории бывшего Кацкого стана (волости) (современные деревни и сёла Мышкинского, Угличского и Некоузского районов Ярославской области с центром в деревне Мартыново Мышкинского района). Конструирование новой идентичности во многом связано с деятельностью местного краеведа С. Н. Темняткина, утверждающего, что для жителей бывшего Кацкого стана характерны специфический говор и своеобразные черты традиционной культуры
Происхождение
Образование субэтнической группы кацкарей её создатели связывают с автохтонным дославянским населением Кацкого стана. Своеобразие местного говора и культурно-бытовые особенности стали по их мнению следствием смешения славянского и финно-угорского (мерянского) населения. Подобный взгляд на историю формирования кацкарей позволяет сторонникам идеи кацкой идентичности выделять население Кацкого стана среди соседних групп русских. Культурно-языковое обособление от остальных русских и интеграция кацкарей в единую группу происходили на протяжении нескольких веков в пределах административной единицы Кацкий стан (волость), известной по письменным источникам с XVI века.
Генетика этнографической группы
В ходе экспедиций в 2013—2015 годов были взяты образцы ДНК у нескольких этнографических групп Ярославской области. После их анализа выяснилось, что по Y-хромосоме кацкари (в отличие от мологжан и сицкарей) ничем не отличаются от коренных местных русских и входят в общий кластер Центральной и Южной России, украинцев и белорусов.
Местный говор
Одной из важных составляющих особенностей субэтноса кацкарей являются особенности их говора. Изначально кацкий идиом С. Н. Темняткин определял как «кацкий язык», в последние годы он стал чаще применять к нему термин «диалект». Лексика местного говора собрана в созданном местными энтузиастами и постоянно пополняемом словаре «кацкого языка». Словарные материалы кацкого говора регулярно публикуются в газете «Кацкая летопись» в рубриках «Великий могучий кацкий язык» и «Перед уроком». Прошедшие через обсуждение и принятые читателями газеты новые лексемы дополнительно включаются авторами в словарь. Принадлежность слов к кацкому говору определяется их распространённостью в речи местных жителей и одновременным их отсутствием в литературном русском языке. При таком подходе в словарь попадает не только диалектная, но и разговорная, просторечная, устаревшая лексика, а также слова детского языка, искусственно сконструированные формы и т.п. Статус кацкого идиома и его отличие от прочих русских говоров подчёркивается древним происхождением говора Кацкого стана, что выражается в якобы присутствующем в говоре мерянском языковом субстрате. Сами кацкари оценивают местный говор и формируемую на его основе языковую форму как менее престижную в сравнении с литературным языком, нередко встречаются и негативные оценки местного говора.